[an error occurred while processing the directive]

«Век девятнадцатый, железный». — Заколдованное место. — ЗАО «Holy Land Exhibition». — Блюда дохристианской кухни. — Послание из февраля 1992-го. — Императорские театры и ОВД «Замоскворечье». — Две ипостаси поэта.


      Известия № 13.7.02
      Где-то после войны президиум АН СССР, готовя юбилейный сборник, попросил всех действительных членов АН написать для сборника автобиографии и особо обратить внимание на метрические данные — «родившиеся в XX веке прибавляют к дате рождения по старому стилю 13 дней, родившиеся в XIX веке — 12 дней, родившиеся в XVIII веке — 11 дней». Какой-то сходной памяткой руководствовался вице-премьер правительства г. Москвы О. Н. Толкачев, когда сообщал, сколь «детально продуманным» является проект сноса и последующего восстановления гостиницы «Москва» — «Здание гостиницы является памятником архитектуры XIX в., и это учтено в плане реконструкции».
      Очевидно, к легендам о проклятии, тяготеющим над местом, где некогда стоял Алексеевский монастырь, где строили Дворец советов, затем купались в бассейне, а ныне красуется ХХС, потомки добавят рассказы о заклятии, наложенном на Охотный ряд. Сперва т. Сталин наложил свою подпись на два альтернативных проекта гостиничного фасада, оба и были реализованы, что придало фасаду известную странность. Затем главный архитектор Москвы А. А. Кузьмин стал сетовать, что в этом месте очень «плохая геодезия». Случай известный и описан еще в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Заколдованное место, где дед рассказчика покушался выкопать клад, отличалось сходной геодезией — «Побежал снова к гумну — голубятня пропала; к голубятне — гумно пропало». Теперь вслед за тт. Сталиным и Кузьминым жертвой заклятия стал и т. Толкачев, которого нечистый обморочил хронологией. В связи с чем представляются не вполне основательными надежды строительного комплекса выкопать в столь проклятом месте ценный подряд. «Ну, хлопцы (здесь и далее имеются в виду столичные строители. — М. С. ), будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! — сказал В. И. Ресин и открыл инвестиционный проект. Что ж бы, вы думали, там было? Золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг, стыдно сказать, что такое»
      Именно поэтому другая группировка московских нотаблей избегает проклятых мест, а вместо того готова самолично создавать места святые. Предприниматель У. А. Джабраилов, поэт А. Дементьев и президент ЗАО «Holy Land Exhibition» Э. Пагис объявили о своем намерении воздвигнуть в Мневниках, в угодьях З. К. Церетели несколько уменьшенную копию Святой Земли с уменьшенными копиями различных религиозных святынь, всего числом 36, из них 20 христианских и по 8 иудейских и магометанских. После того, как щедрый Церетели отдаст на богоугодное дело 32 га московской недвижимости, «вход в парк будет иметь вид древнеегипетской пограничной крепости, стоящей на берегу Красного моря, которое, расступившись, как когда-то перед евреями, будет пропускать экскурсантов внутрь. Там они увидят Ноев ковчег, макеты главных священных храмов трех религий, рестораны с блюдами дохристианской кухни, аттракционы и викторины по текстам Библии, Корана и Торы».
      Идея с помощью мощных гидравлических систем воссоздать картину того, как по морю, яко по суху пешешествовах Израиль, весьма интересна — главное, чтобы при строительстве гидросооружений не украли все деньги, ибо тогда экскурсантов может постичь судьба фараонова воинства. Что такое блюда дохристианской кухни, известно разве что членам-учредителям. Можно было бы предположить, что они намерены угощать посетителей идоложертвенной пищей, что, с другой стороны, странно, ибо решительное отвержение идоложертвенного присуще не только христианам, но также магометанам и иудеям. Наиболее же непонятно, какую именно историческую эпоху намерены воссоздать учредители ЗАО. Они постоянно подчеркивают, что «Holy Land Exhibition» будет необычайно способствовать делу мира и веротерпимости, между тем история натуральной Святой Земли не в полной мере может служить таковым образцом. Навуходоносор, Антиох Эпифан, Тит, персы, крестоносцы, израильская военщина, палестинские патриоты etc. — будет ли отражена в аттракционах также и их деятельность? Опасение тем более оправданно, что главный член-учредитель, У. А. Джабраилов сам является то ли шахидом, то ли, напротив, жертвой шахидов т. Орджоникидзе, причем последняя разборка с участием шахидов происходила всего лишь в километре от Святой Земли-2. Если шахиды будут там действовать с такой же интенсивностью, что и с Святой Земле-1, не захочешь и блюда дохристианской кухни дегустировать — вдруг в ресторан шахид прибежит.
      Впрочем, с другой стороны идея имеет глубокие корни. Кроме того, что копирование и макетирование является фирменным признаком московского муниципального dolce stil' nuovo, не следует забывать, что еще в феврале трудного 1992 г. Ю. М. Лужков задумал воздвигнуть в Москве Диснейленд, а в нем — храм всяческих религий. Тогда затея не состоялась ввиду пастырского осуждения, с которым выступил Святейший Патриарх, и все дело кончилось тем, что Церетели подарили угодья в Мневниках, Диснейленд же строить не стали, однако за десять лет Россия мощно продвинулась от мракобесия к прогрессу, чему Holy Disneyland будет служить наглядным свидетельством.
      Однако путь прогресса тернист. Покуда в Мневниках готовятся расцвести плюрализм и аттракционы, дракон тоталитаризма по-прежнему живуч. ОВД «Замоскворечье» направило в прокуратуру документы для возбуждения против писателя-декадента В. Г. Сорокина уголовного дела по обвинению в порнографии.
      С иной точки зрения, в России силен дракон не столько тоталитаризма, сколько идиотизма, причем идиотизма двухтактного — от борделя к казарме et vice versa. Сперва государство в лице Минкультуры дает певцу копрофагии заказ на сочинение оперы для императорских театров, а затем оно же в лице правоохранительных органов возбуждает против певца уголовное дело. Значительнее проще было бы не делать ни того, ни другого — В. Г. Сорокин остался бы при своей любимой материи, а государство сорокинской материей не было бы замарано.
      Хотя искусство в любом случае выиграет. З. К. Церетели уже готов установить в Петербурге памятник И. А. Бродскому, причем «в своей работе мэтр представил две ипостаси поэта, изобразив одну часть его фигуры в ватнике, а вторую — в профессорской мантии». Свою находку мэтр может развить при установке памятника павшему в борьбе тоталитаризмом В. Г. Сорокину, изобразив одну часть фигуры писателя в г..., а другую — в белом фраке. [an error occurred while processing the directive]