[an error occurred while processing the directive]

ВС РСФСР: Белый дом пугают защитниками Белого дома


      Коммерсантъ №39 30.9.91
      Российский парламент продолжает работать под гнетом слухов и намеков на его грядущий разгон. Конституционная комиссия настаивает на том, чтобы в обход Съезда народных депутатов РСФСР утверждать новый Основной закон путем плебисцита - а в случае успеха такового плебисцита депутатский корпус исполнительной власти вообще уже ни для чего не нужен. Между тем рассмотрение закона о выборах глав местной администрации может усугубить конфликт между исполнительной властью, предпочитающей вариант "государевых наместников", и депутатами, предпочитающими выборы губернаторов путем народного волеизъявления.

      Основные резоны "правящих демократов", враз испытавших неприязнь к представительному способу правления, примерно те же, что и у коммунистов год назад - разруха, инфляция, дестабилизация и надвигающаяся зима. Впрочем, поскольку российский президент Борис Ельцин 25 сентября отбыл на двухнедельный отдых, вряд ли в его отсутствие исполнительная власть решится на экстраординарные меры, могущие произвести еще большую дестабилизацию. К тому же в ВС РСФСР стремительно усиливается фракция государственников, для которой державные интересы явно выше интересов контроля за исполнительной властью, и бунт российского ВС может затухнуть сам по себе.

      Очередная версия проекта новой российской Конституции была презентована председателем Конституционной комиссии Олегом Румянцевым 23 сентября: было предложено вынести проект на референдум, совместив последний с намеченными на 24 ноября выборами глав местной администрации.
      Конституционная комиссия настаивает на плебисците, очевидно, по двум соображениям. С одной стороны, очевидно намерение использовать результаты плебисцита для укрепления авторитета российской власти - Румянцев прямо указывал на пример генерала де Голля. Между тем де Голль в 1958 году выносил на плебисцит не вообще новую конституцию, а конкретно "голлистскую" конституцию, как бы получая тем самым титул "отца нации". С другой стороны, нет уверенности, что Съезд российских депутатов, так решительно настроенных против властолюбивых амбиций президентской канцелярии, захочет принять конституцию в предложенном виде.
      Для улещивания депутатов, правда, конституционная комиссия приготовила "Переходные положения", значительно смягчающие вступление в новую эпоху, согласно первому варианту, нынешний Съезд будет объявлен Верховным Советом и с пониженной нормой кворума будет работать до конца срока полномочий - марта 1995 года. Согласно второму варианту, состав палат нового ВС, именуемых теперь Государственной Думой (новое название для Совета Республики) и Федеральным Советом (то же для Совета Национальностей), будет расширен путем сложной и запутанной системы квот.
      Впрочем, существует и третий вариант, изложенный 23 сентября на заседании Президиума ВС РСФСР Русланом Хасбулатовым. Имея в виду претензии к ельцинскому указотворчеству, высказанные парламентариями на прошлой неделе, он кротко предупредил: "Если эти наскоки будут продолжаться, президент обратится по TV к народу: "Мне мешает работать ВС", - и эти же защитники Белого дома нас выкинут отсюда". Руслан Имранович посоветовал Президиуму "не дергать тигра за хвост". Замечание было воспринято с интересом, так как стало известно, что еще 21 сентября на заседании политсовета Движения демократических реформ мэр Москвы Гавриил Попов, уязвленный постановлением ВС, решившим конфликт мэрии и Моссовета в пользу последнего, высказал желание распустить все Советы вообще - не исключая и ВС РСФСР.
      Несмотря на упорные слухи о третьем варианте, ВС продолжает вести себя довольно независимо. 25 сентября Совет Национальностей одобрил вариант Закона о выборах глав местной администрации, предусматривающий всеобщие выборы без затей, - между тем, от имени президентской канцелярии были предложены варианты, более нравящиеся демократам: либо население выбирает несколько кандидатур, из которых президент выбирает одну, ему более нравящуюся, либо еще более хитрый - президент представляет населению список кандидатур, а население свободно выбирает в рамках этого списка.
      А пятничное заседание 28 сентября, посвященное конфирмации кандидатур российских представителей в союзный ВС, окончательно продемонстрировало две главные страсти, обуревающие российских законодателей: а) посчитаться с коммунистами; б) посчитаться с исполнительной властью. В рамках первой задачи была забаллотирована кандидатура союзного депутата Валентина Татарчука - единственно потому, что в 1989 году он был избран от "красной сотни". Один из депутатов даже пожелал, чтобы в союзный ВС были направлены исключительно демократические депутаты, на что отчаянный председатель палаты Исаков отвечал ему: "Тогда Вас обязательно надо включить в списки". В рамках же второй задачи приключилась маленькая сенсация: был забаллотирован председатель Госсовета РСФСР Геннадий Бурбулис - ВС снова проманкировал предостережением Сергея Шахрая: "Мы не можем позволить себе конфронтацию между правительством и парламентом".
      Последствия такой невежливости вряд ли скажутся немедленно: 25 сентября Ельцин отбыл в двухнедельный отпуск, а при сложившейся системе власти, замыкающейся на одного человека, вряд ли кто-нибудь дерзнет что-нибудь сделать с ВС в его отсутствие. Скорее ВС будет укрощен быстро складывающимся в нем самом "имперским блоком". Предположение "Ъ", что сторонники "Великой России любой ценой" будут готовы закрыть глаза на очень многие изъяны верховной власти, кажется, подтверждается: при чистке списков представителей России в союзном ВС регулярно выдвигались требования от объединенного блока фракций "Смена", "Российский союз" и "Россия" выдвинуть взамен нечистого депутата чистого - как выражались представители блока, "патриота и христианина". Такое усиление влияния бывших коммунистов, а ныне "патриотов и христиан" само по себе может усложнить отношения ВС РСФСР с автономиями, а между тем сообщенный Сергеем Шахраем и одобренный ВС регламент работы российских представителей в союзном ВС сводит права представителей от российских автономий практически к нулю: российская делегация в верхней палате союзного ВС делится на две курии - 20 депутатов, представляющих интересы всей РСФСР, и 32 депутата, представляющие интересы автономий, - однако если мнения курий разойдутся, окончательное решение примет ВС РСФСР - скорее всего, никак не в пользу автономий. При таких умонастроениях в российском парламенте он вполне может оставить выяснение отношений с исполнительной властью и переключиться на выяснение отношений с инородцами - а тогда разгонять его, вроде бы, и не за что. [an error occurred while processing the directive]