[an error occurred while processing the directive]

Ельцин и "Коммунисты России": как мыши кота погребали


      Коммерсантъ №5 4.2.91
      Открывшаяся 21 января III сессия ВС РСФСР продемонстрировала парадоксальную ситуацию: после балтийского кризиса авторитет Ельцина в стране возрос, в парламенте России - ослаб. Заблокировав принятие постановления "О положении в стране", "Коммунисты России" и прокоммунистическая депутатская группа "Россия" сумели существенно ослабить позиции российского лидера. Заместитель Ельцина Руслан Хасбулатов расценил создавшуюся ситуацию как серьезное поражение ВС РСФСР.

      Наблюдатели полагают, что в условиях, когда ВС РСФСР является единственным сколько-нибудь авторитетным законодательным собранием, могущим составить конкуренцию "карманным" ВС СССР и Съезду народных депутатов СССР, блокировка деятельности российского парламента является для центра задачей первостепенной важности. Именно этим может объясняться жесткая бескомпромиссность депутатов-коммунистов. Январский кризис ВС РСФСР с очевидностью свидетельствует о том, что кризис системы Советов, столь наглядно проявившийся в работе Моссовета и Ленсовета, начинает проявляться и в работе ВС РСФСР.


      Взорвать буржуазный парламент изнутри

      Открытию сессии предшествовал полумиллионный антигорбачевский митинг в Москве. На нем огласили воззвание Ельцина "К гражданам России": "ВС и правительство России твердо намерены использовать все находящиеся в их распоряжении средства для сохранения гражданского мира". В резолюции митинга была выражена поддержка политическому курсу ВС Российской Федерации и Председателя ВС".
      Тем самым как нечто само собой разумеющееся предполагалось, что позиции Ельцинa в ВС РСФСР столь же крепки, как позиции Ландсбергиса в ВС Литовской Республики, и нужно лишь защитить ВС России от покушений извне.
      В своей программной речи Ельцин заявил: "Советское руководство заняло позицию поддержки антиконституционных структур. Это уже было в нашей стране и сценарий тот же. Разрешено делать то, что давно уже не позволялось... Начинает создаваться новая структура, еще более жесткая, чем она была до 1985 года. Эти попытки еще могут быть сорваны, и ВС России может сыграть в этом огромную роль". Руслан Хасбулатов призвал к "единству конституционных сил - как консерваторов, так и демократов".
      Однако постановление, одобряющее действия Ельцина в период кризиса, осуждающее покушения на законно избранные органы власти, требующее принять меры по стабилизации ситуации и примерному наказанию лиц, причастных к попыткам государственной измены, было отвергнуто. 21 января провалилась первая попытка. Состоявшийся 22-23 января Совет Федерации РСФСР показал, что руководители российских автономий и областных Советов (среди которых немалую часть составляют представители номенклатуры КПСС) учли поражение Ельцина 21 января и заняли по отношению к Председателю ВС РСФСР достаточно жесткую и самостоятельную позицию. 24 января последовательно провалились еще две попытки принять постановление: все усилия согласительных комиссий выработать компромиссный вариант разбились о бескомпромиссную позицию коммунистов.
      24 января генерал Волкогонов говорил депутатам: "Когда в обществе не действуют законы и судьи, в нем властвует месть. Многие вздрогнут, узнав, что Россия не сумела осудить использование вооруженных сил".

      Председатель ВС России - это совсем не президент России

      Проваливая постановление, оппоненты Ельцина избрали безошибочно точный ход: мера ответственности Президента СССР Горбачева за балтийский кризис, во-первых, не ясна никому, а во-вторых, квалификация действий Президента СССР не входит в компетенцию ВС РСФСР. Зато в нее входит квалификация действий самого Ельцина, сделавшего ряд серьезных заявлений без предварительного одобрения ВС РСФСР.
      Эти претензии и изложил лидер группы "Россия" Сергей Бабурин. Он настаивал на кратком постановлении: принять доклад Ельцина к сведению и поручить Президиуму ВС РСФСР осуществить все меры для скорейшего формирования обновленного Союза и заключения Союзного договора. На совещании фракции "Россия" 24 января он замечал своим более горячим коллегам, что сейчас главное - установить, что все заявления Ельцина суть не более чем заявления частного лица, на которые он, как и всякий гражданин, безусловно, имеет право.
      Пока что ничего большего от ВС РСФСР Президент СССР желать бы не мог. Эксперты отмечают, что тактика правых становится более грамотной: они спокойно и технично использовали то обстоятельство, что Ельцин (в отличие от Горбачева) никакой не президент, а только Председатель ВС.
      Президент (даже если отвлечься от нынешних монарших полномочий Горбачева) - самостоятельно действующий глава исполнительной власти. Законодатели могут лишь заблокировать его решения, для чего оппозиции потребуется большинство голосов. Напротив, Председатель ВС действует как бы от имени ВС; чтобы дезавуировать его действия, оппозиции достаточно применить парламентскую обструкцию. Что и было сделано.

      Правая общественность СССР учится у левой общественности Запада

      Оппоненты Ельцина взяли на вооружение прием, используемый просоветскими силами на Западе уже 74 года: предосудительные деяния руководства СССР (ГУЛаг, поголовная нищета населения, агрессивная политика) признаются имевшими место лишь при наличии чистосердечного признания самого этого руководства - никакая иная совокупность прямых и косвенных улик (вроде показаний невозвращенцев или докладов ЦРУ) доказательной силы не имеет. По отношению же к некоммунистическому руководству иных государственных образований любые улики истолковываются в обвинительном духе.
      Поскольку Горбачев не издавал публикуемого в газетах указа, предписывающего десантникам и омоновцам стрелять в народ, а Ельцин давал публикуемый в газетах приказ этого не делать, виноватым в нарушении Конституции, естественно, оказался последний.
      При этом наблюдатели полагают, что для Ельцина, возможно, это только начало неприятностей.

      Несколько способов обезвреживания российских депутатов-демократов

      Не исключено, что несчастливая для Ельцина первая неделя III сессии ВС РСФСР станет модельной для последующей парламентской тактики правых.
      "Демократы" стабильно располагали 117-120 голосами (47-49% голосов). Позиция "Коммунистов России", напротив, завоевывала все больше голосов - от 20 до 51. При этом, чем мягче делался проект постановления, тем активнее коммунисты голосовали против. Депутат Леонид Волков заметил корреспонденту "Ъ": "Мы сделали, что могли, и последний вариант постановления содержит капитальные уступки по всем пунктам. Между тем против более жесткой резолюции голосовал 31 человек, а против компромиссной - 51. Это показывает, что дело здесь не в содержании постановления, а в желании блокировать работу парламента вообще, в чем у коммунистов есть богатый исторический опыт".
      Первый опыт глухой конфронтации коммунистическая оппозиция предприняла в ноябре-декабре на чрезвычайном Съезде народных депутатов РСФСР: предлагаемые проекты последовательно проваливались. Провалился и предложенный Ельциным кандидат в заместители председателя ВС РСФСР Сергей Шахрай, что было интерпретировано как косвенный вотум недоверия самому Ельцину.
      Эксперты считают, что относительно успешный съездовский опыт коммунистическая оппозиция теперь использует и на сессии ВС. "Противостояние групп, которое действовало на Съезде, мы перенесли на ВС и тем самым усугубили положение", - заявил депутатам 24 января председатель Совета Национальностей ВС РСФСР Рамазан Абдулатипов.
      Можно ожидать, что в последующем эта конфронтация может только усилиться, так как Россия, с точки зрения Коммунистов, может выступать в качестве "слабого звена" в цепи республик.
      Она - естественный гегемон в складывающемся альянсе республик, противостоящих центру; "поражу пастыря и рассеются овцы". В отличие от прочих республик именно в России лидер республики располагает наиболее шатким большинством в законодательном собрании.
      Наконец, только ВС РСФСР имеет шансы выступить в качестве альтернативы "карманному" ВС СССР в условиях политической нестабильности. 21 января, открывая сессию российского парламента, Ельцин заявил: "Сессия ВС СССР закончилась, и образовался вакуум, который при такой ситуации опасен". Наблюдатели полагают, что центр начал рассматривать ВС РСФСР как реального конкурента и именно поэтому блокировка работы российского парламента в ближайшее время может стать одной из главных забот центра.
      Кроме уже описанного способа - не критикуя предложенных законопроектов по существу и игнорируя компромиссы согласительных комиссий, проваливать их при попытке принять за основу, есть и другие методы.
      Может быть использован дамоклов меч, висящий практически над всеми законодательными собраниями страны - высокая норма кворума (2/3), позволяющая срывать принятие решений неучастием в голосовании.
      По мере приближения назначенного на 17 марта референдума по судьбе Союза ССР можно ожидать, что умножатся попытки центра найти общий язык с российскими автономиями и с депутатами от них.
      Наконец, если правительство России пойдет на принятие непопулярных решений, в принципе не исключен "литовский вариант" - альянс радикально левых с правыми.
      (Ъ - Участие в буржуазно-демократическом парламенте не только не вредит революционному пролетариату, а облегчает ему... возможность доказать отсталым массам, почему такие парламенты заслуживают разгона, облегчает успех их разгона. - В. И. Ленин. "Детская болезнь левизны в коммунизме".) [an error occurred while processing the directive]