Alex.3
Rambler's Top100
Правый Клуб
Документы
Наша позиция
Библиотека
Новая мифология
Проекты
Правый форум
старый Правый форум
Ястребиный Телеграф
Место для рекламы:


Библиотека Правого Клуба
Владимир Мау

Демократия должна себя защищать


     "Известия" 05/14/99
     Поднятая Максимом Соколовым тема ответственности избирателя и характера избирательного права ("Известия" от 2 апреля) является, на мой взгляд, одной из важнейших с точки зрения ближайших перспектив политического и экономического развития России. Вполне очевидно, что национальное законодательство должно включать в себя надежные механизмы защиты от безответственности и популизма.
     Популизм - не какая-то неизвестно откуда возникшая напасть. Он связан с недостаточной развитостью системы политических и экономических институтов и особенно со слабостью партийно-политической системы. В результате группы интересов получают возможность оказывать влияние непосредственно на принятие решений институтами власти. Предельным случаем такого рода может быть деятельность диктатора, навязывающего свои интересы стране как национальные. Однако гораздо чаще свои интересы навязывают отдельные хозяйственно- политические группировки.
     Опыт показывает, что наиболее стабильной и эффективной политическая система оказывается тогда, когда она формируется индивидами, примерно равными в социальном и экономическом отношении. Этот вывод практически тождествен утверждению о том, что именно обладание собственностью (или реальный доступ к использованию собственности) делает индивида гражданином и включает его в законотворческий процесс. Ограничение доступа собственников к управлению чревато революцией. Отказ жителей североамериканских колоний платить налоги без своего представительства в парламенте ("no taxation without representation") стал лишь наиболее известным и последовательно проведенным на практике принципом, характерным для революций прошлого и для демократических процессов настоящего. Однако формальный доступ к участию в государственном управлении вне зависимости от наличия собственности и, следовательно, заинтересованности в стабильности приводит к власти диктатуру.
     Из опыта последних трех столетий хорошо известно, что современные развитые демократии медленно шли к всеобщему избирательному праву. На протяжении десятилетий (а в старых демократиях - столетий) активное избирательное право было напрямую связано с обладанием собственностью и (или) способностью платить налоги. То есть участвовать в государственном управлении должны были лишь те, кому было что терять и кто вносил свой материальный вклад (через налоговую систему) в организацию общественной жизни.
     При анализе логики формирования системы всеобщего избирательного права важно проследить взаимосвязь этого процесса с социально-экономическим развитием той или иной страны. Уровень этого развития принято измерять величиной валового продукта на душу населения. Переход к всеобщему избирательному праву в развитых странах произошел на уровне примерно 4-5 тыс. долларов (в долларах 1990 года) ВНП на душу населения, причем это были уже страны с преобладанием городского населения и приближающиеся к 100-процентной грамотности. До того в этих странах существовали высокие, хотя и постепенно снижающиеся имущественный (собственность или размер уплачиваемого налога), возрастной и образовательный (грамотность) цензы для обладания активным избирательным правом.
     Разумеется, были и попытки прорыва за рамки этой социально-экономической логики. Обычно они были связаны с великими революциями, например французской конца XVIII века и российской начала ХХ столетия. Несмотря на более чем вековой временной разрыв, это были страны, вполне сопоставимые по уровню своего развития: ВНП на душу населения составлял примерно 1200 долларов (1990 года) во Франции и 1400 - в России, 2/3 населения проживало в деревне, более половины было неграмотно. Якобинцы ввели всеобщее избирательное право во Франции в 1793 году, но вскоре после падения их режима оно было отменено. Большевики резко расширили границы избирательного права за счет малоимущих и лишенных собственности (формально всеобщее избирательное право было введено в 1936 году), однако превратили это право в фикцию, установив режим тоталитарной диктатуры.
     Опыт СССР является весьма показательным. Фактически он был повторен и подтвержден позднее многими другими странами, пытавшимися ввести всеобщее избирательное право при сохранении глубоких социальных различий или при ограничении избирательных прав имущих классов. Практика показывает, что в таком случае происходит или отказ от принципа всеобщего избирательного права, или установление диктаторского режима.
     Данные о соотношении введения всеобщего равного избирательного права и уровня экономического развития по отдельным странам приведены в таблице. Здесь отчетливо выделяются три группы стран. Во-первых, те, где всеобщее избирательное право было введено на высоком уровне экономического развития (4-5 тыс. долларов на душу населения) и в которых на протяжении всего последующего времени сохранялся устойчивый демократический режим. Во-вторых, страны, где всеобщее избирательное право было введено на более ранней фазе (примерно 2-3 тыс. долларов на душу населения), то есть в условиях начала индустриализации и глубокой трансформации аграрного общества. Эти страны прошли через тяжелые испытания (гражданские войны, авторитарные режимы) и только после этого пришли к современному, демократическому порядку вещей. Наконец, в-третьих, страны, находившиеся в момент соответствующих политических реформ на весьма низкой ступени развития и у которых период движения к демократии занял гораздо больший промежуток времени. Очевидным исключением являются Япония и Италия, но не следует забывать, что в первой демократия насаждалась под контролем американской оккупационной армии, а вторая вскоре попала под стабилизирующее влияние Североатлантического альянса и США.
     Таблица достаточно ясно отражает ключевую проблему: стабильная демократия требует определенного уровня экономического развития.
     Данные по ВНП на душу населения приводятся по расчетам А. Мэддисона, бравшего за единицу измерения доллар США 1990 года (см.: Maddison A. Monitoring the World Economy 1820-1992. Paris: OECD, 1995). В тех случаях, когда всеобщее избирательное право вводилось, а потом отменялось, приводится последняя дата его установления.
     И только по достижении определенного уровня социально-экономического развития принцип всеобщего избирательного права становится не только формальным, но и фактическим. То есть на смену тоталитарным (или авторитарным) режимам приходит демократия. Однако этот режим оказывается весьма неустойчивым, если он не сопровождается укреплением слоя собственников - как предпринимателей, так и среднего класса.
     Понятно, что всеобщее избирательное право в нашей стране в настоящее время не есть предмет политического выбора или торга. Однако вряд ли что-то мешает усилить элементы добровольности и финансового участия граждан в избирательном процессе. Иными словами, в финансировании выборов должны принимать участие сами граждане, внося небольшую плату при регистрации в качестве избирателя.
     Здесь у нас шла речь только об ограничении популизма со стороны активного избирательного права, то есть права избирать. Отдельный вопрос - как ограничить безответственность со стороны самих народных избранников. Однако этот сюжет должен быть предметом уже другой статьи.
Всеобщее избирательное право и уровень экономического развития отдельных стран
Страны Год введения всеобщего избирательного права (для мужчин там, где не совпадает с избирательным правом для женщин) ВНП на душу населения в этом году (долл.) Год введения всеобщего избирательного права (предоставление избирательного права женщинам) ВНП на душу населения в год предоставления избирательного права женщинам(долл.)
Великобритания 1918 5583 1929 5255
США 1870-1890-е годы Около 3500 1919 5687
Дания 1915 3635 1915 3635
Австралия 1949 6971 Нет данных
Франция 1852 1669 1946 3819
Германия 1871 1891 1919 2763
Аргентина 1912 3904  
Чили 1925 2876
СССР 1936 1991
Италия 1946 2448
Польша 1921 Около 2000
Япония 1948 1660
Бразилия 1891 772
Мексика 1917 1500
Египет 1956 570

.

.

.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /usr/hosting/u1/www/conservator/html/cmp.php was not found on this server.


Apache/1.3.42 Server at conservator.ru Port 80
Rambler's Top100 TopList Либеральная миссия СПС в Санкт-Петербурге Газета "Демвыбор в Санкт-Петербурге"